Уверен, что ни у одного здравомыслящего человека не возникнет мысли реабилитировать или оправдать нацизм и деяния гитлеровцев во время Второй мировой войны. Уничтожение человечества ради идеи превосходства одной нации над другими может родиться только в больном мозге зверя. Спустя 70 лет после окончания самой страшной в современной истории войны миллионы людей отдают дань памяти перед подвигом воинов разных стран и национальностей, положивших свои жизни в борьбе с коричневой чумой нацизма. Я, пишущий эти строки, преклоняюсь перед всеми народами пятнадцати братских республик Советского Союза, сломивших хребет гитлеровской Германии. И это не пустые слова, ибо мой дед, прошедший всю войну, погиб за несколько дней до Победы в конце апреля 1945 года. Оба деда моей жены воевали. Дед по материнской линии жены до войны был репрессирован и с началом войны попал в штрафбат, где был тяжело ранен, но выжил.
Я долго не решался писать эту статью, так как тема подымаемая в ней крайне сложная и щекотливая. У многих она может вызвать неприятные чувства. Я говорю о древних свастических символах (знаках, узорах). Но я не могу обойти этот вопрос, так как это огромный пласт русской народной культуры. В свете нынешнего законодательства этим знакам и узорам нет места в нашей жизни. А в свете истории, подчеркну древнейшей истории многих народов, в том числе и русского, они занимали значительную часть народного творчества, культуры, да в принципе и мировоззрения.
Правовая сторона вопроса
В статье 6 закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне" даётся более-менее четкое определение, что: ... "запрещается использование в любой форме нацистской символики". Как мы знаем нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике - это хакенкройц.
А вот в статье 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях даётся более размытое определение: "Запрещены пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения". Это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения.
Возникает вполне здоровый вопрос - что значит до степени смешения? Кто или что является мерилом этой степени и до какой степени может быть это смешение?
В общем, возрождающийся интерес русских к знакам, орнаментам в своей культуре пресекается на законодательном уровне. Как относиться к этим знакам? Этот вопрос решает каждый человек лично или же с помощью семьи, общины, культуры своего народа, своего образования в конце концов.
История запрета
Отсчет времени запрета в изучении креста с загнутыми концами, следует вести с ноября 1922 года, когда в газете «Известия» была издана заметка А.В. Луначарского «Предупреждение». Нарком посвящения, стоявший у истоков сотворения извращённой коммунистической культуры, писал: «На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества, как и вообще на разного рода изданиях и т.д., по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, называющий свастикой и имеющий такой вид. Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского, реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление».
Вот так, хотя, обязательно следует сказать, что в 19 и первой четверти 20 века яргические знаки и славяно-арийские узоры широко использовались на государственном уровне. Их изображали на денежных знаках, использовали на нарукавных нашивках бойцов и командиров Красной армии, использовали на агит-плакатах во время демонстраций, а на автомобиле Николая II была свастика, на подобие современного значка на капоте мерседеса.
Ярга на сцене Дворцовой площади. Ленинград. 1 мая 1931 год.
Автомобиль Николая II.
Нашивки красноармейцев и краснокомов. Использовались в ряде подразделений Красной армии на Юго-Восточном фронте. Введены приказом по войскам Юго-Восточного фронта №213 1919 года.
Российские 1000 рублей 1917 года
Н.Р. Гусева так описывает время забвения и подавления свастики в общественной мысли и науке советского времени: «В публикациях, особенно в послевоенных изданиях, свастику изгоняли со страниц книг, и такое отношение можно понять, трудно простить. Ведь описание орнамента является строгим историческим источником, и такие искажения в передаче информации мешают учёным приходить к должным выводам». (Гусева Н.Р., 2003, с.161).
Она полагает, что запрет властей на свастику можно сравнить с действиями градоначальника города Глупова из известного сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина, когда тот по приезду сжёг гимназию и запретил науки. Можно написать указ о запрете солнца, но нельзя запретить его ежедневный восход, дарующий свет 3емле.
История изучения
В ряду запрещенных и извращенных смыслов о знаке культуры русского народа стоял крючковатый крест - ярга. В его отношении всё еще остаются и даже усиливаются коммунистические стереотипы ненависти и ксенофобии. Спроси сейчас любого прохожего на улице, как он относится к свастике? 99 из 100 скажут, что резко отрицательно. Это символ нацизма, символ смерти. И не дай бог пытаться убедить таких людей в обратном. В лучшем случае не будут слушать, а в худшем и по шее надают. Это все от необразованности наших граждан. Точнее от той однозначной, не подлежащей сомнению точки зрения, что свастика это плохо (причем без разницы какая, хоть нацистская, хоть ярга), исходящей из уст уважаемых политиков, телеведущих, актеров. Для чего это делается на уровне государственных институтов? Я уже говорил, что ни у кого в голову не придет мысль оправдать деяния гитлеровцев. Ни у кого в голову не придет одеть на себя гитлеровскую символику. Но причем здесь русская ярга, являющая собой светлый солнечный образ, означающий вечное движение вселенной и вечную жизнь? Сомневаюсь, что ученые мужи, деятели культуры и искусства, да и политические деятели не знают этого. Бороться нужно не столько с символами и знаками, сколько с идеологией нацизма.
В первую очередь нужно правильно воспитывать детей. Человек с малых лет должен гордиться, что он русский. Украинец должен гордиться, что он украинец, белорус, что он белорус и т.д. Не надо воспитывать толерастов. К чему это приводит мы видим на примере Гейропы. Только осознание своей национальной самобытности, только национальное самосознание спасет нашу страну. В русских школах нужно рассказывать о древнейшей истории русского народа, а не прославлять последние 300 лет, где среди правителей начиная с 1761 года были одни лица библейской национальности. Нужно воспитывать уважение к старшим, а для этого жить нужно родами, как раньше жили славяне, как сейчас живут кавказские народы. Нужно приучать детей к иным ценностям: труду, честности, верности, смелости, благородству, скромности. Включите телевизор! Кого воспитывает медиапространство? Потребителей, бездельников, прожигающих свою жизнь, главнейшая ценность деньги, за деньги можно купить всё, есть деньги — ты бог в этой жизни!
Немного ушли в сторону от темы. Возвращаемся.
Ярга имеет длительную историю изучения русской научной школой. Её изучение входило в университетские дисциплины. Но главное, что знак на землях Руси-России в культуре русского народа непрерывно существует тысячелетия. Самые древнейшие предметы с яргическими знаками, датируемые палеолитом (18-22 тыс. лет до н.э.) найдены в Черниговской губернии в конце 19 в. В начале 20 в. знак повсеместно бытовал в культуре русского народа, в русской культуре.
Черняховская культура. 3-6 в. н.э.
Андроновская культура. Свастика на сосудах 2 тыс. до н.э. (Кузьмина Е.Е., 1994, с. 410-452, рис. 19-24; Эп. бром, лес., 1987, с. 384, 386, рис. 105-17, 107- 24; Косарев М.Ф., 1964, с. 212 и др.)
Один из первых трудов по русскому народному узору принадлежит русскому ученому, исследователю 19 века В.А. Соллогубу. Знаки узоров учёным принимаются как «начальные первообразы, самобытной культуры. Они изучаются им, исходя из их значения в обрядах и истоках народной жизни. Крест с загнутыми концами В.А. Соллогубом определяется своеобразным признаком народной культуры, а разнообразие его начертаний выделяется в особую ветвь народных изображений и впервые в народоведении представляется в виде таблицы яргических начертаний (рис.10-1) (Соллогуб В.А., 1872). Его идеи на долгое время стали основополагающими в изучении темы народного узора, а разработанная им таблица изображений русских яргических знаков до начала XXI в. оставалась единственной в своём роде. В течение ста тридцати лет никто не осмеливался в такой постановке затрагивать данное направление в изучении русской народной культуры.
1-15 первая таблица яргических знаков, показывавшая их бытование в русском народном творчестве. (Соллогуб 13.А., 1872)
Изданный в 1885 году княгиней С.Н. Шаховской альбом с узорами старинного народного творчества крестьян Шацкого уезда Тамбовской губернии XVIII-XIX вв. на большинстве листов содержал цветное изображение яргических знаков. 3анимая часто срединное место в системе узоров, они сосредотачивали вокруг себя всё пространство рисунка.
Академик Ф.И. Буслаев, занимавшийся кроме языкознания древнегреческим, византийским и древнерусским узором, в связи с изданием альбома народных узоров С.Н. Шаховской писал, что всё это находится в генетической памяти русского народа (Буслаев Ф.И.,1885, с. 2). Народные узоры, эти языческие мотивы Буслаев воспринимает, как «давно виденные и слышанные, пробуждающие в отдаленных уголках памяти картины народной жизни». Характеризуя классическую свастику, учёный отметил, что «она заимствована ещё в древнейшие памятники христианского искусства из времён дохристианских». По его сведениям, это начертание встречается в древнейших памятниках языческой Германии, а вместе с тем и среди японских гербовых знаков. Ф.И. Буслаев подчёркивал древность и особенность знака свастики (Буслаев Ф.И. с.1885, 1, 2).
Таким образом, Буслаев считал свастику: "природным, древнейшим и особым знаком русского народа, находящимся у него в генетической памяти".
Народное тканьё и вышивка Русского Севера: полотенце праздничное с крупными лопастными косыми яргами. Кон. 19 - нач. 20 в. Сольвычегодск.
Н.П. Шабельская видела истоки и смысл русских узоров в свете дохрианского мировоззрения и считала непрерывной связь образа современного ей орнамента с образом узоров далёких предков. Она выделяла свастику среди других знаков: «Часто встречаются стоящие у дерева, обращённые друг к другу изображения символических животных: павлинов, единорогов, райских птиц Сиринов, Алконостов и т.п. 3начительная часть предметов собрания Н.П. Шабельской сегодня хранится в РЭМ.
Современными исследователями русских яргических узоров являются П.И. Кутенков и А.Г. Резунков. Ими изданы замечательные книги-исследования. К счастью они разрешены в продаже, это «Ярга - свастика — знак русской народной культуры» и «Ярга-крест и свастика: народная исконь в культуре», а так же А.В. Тарунин «Сакральный символ. История свастики».
Перстни вятичей с яргическими знаками, 12-13 вв.
1 - яргические образования в Рязанских понёвах, д. Парахино Касимовского уезда. 20 в. [Куфтин Б.А., 1926, таб. V];
2 - ярги-кони в материале для понёв крестьянок Мещёрского края. Кон. 19 - нач. 20 в. [Малинина М., 1927, рис. Б/н]
Шерстяная лента головного убора с яргой и ярг-знаком. Раскопки курганов близ с. Никольское Пушкинского р-на Московской обл. 12-13 вв.
Шиферные пряслица с яргой и яргическими знаками: 1а - общий вид, 1б - прорисовка. Русичи, вятичи. 11-13 вв. Рязанская обл. Пронский р-н д. Студенец; 2 - с. Савинская Слобода, г.Звенигород, Московская обл. Вятичи.
Языческая Ярга в православной церкви
Известны слова краковского епископа Матвея, сказанные в XII веке: … русский народ «... Христа лишь по имени признаёт, по сути в глубине души отрицает». Через три столетия кардинал д Эли сообщил в Рим: «Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение» (Смирнов М., 1868, с.161).
Ни в этом ли кроется ответ на вопрос почему государство и церковь так рьяно пытаются забыть свою дохристианскую историю, что чураются они её. Языческое прошлое и период двоеверия, когда византийским и греческим священникам, пришедшим на Русь насаждать христианство, пришлось принять многие языческие традиции, обряды и даже святым приписывать функции языческих богов, только что бы заманить народ в религиозное рабство. Другого ответа у меня пока нет.
Проведенные исследования показывают, что православное христианство переняло существовавшие языческие традиции. Изображения ярги и её образов на святилищах, храмах, капищах древних и средневековых славян-русов и их предков. Так, кирпичи с яргическими знаками найдены в основании средневековой церкви г. Полоцка. Свои первые церкви христиане возводили на местах разрушенных ими же древних языческих храмов и святилищ, используя при этом опыт древнего храмового строительства. Существование в науке широко известного понятия «двоеверия», сложилось не только под действием того, что русичи жили по искони и обычаям предков (верили в домовых, русалок, Ярилу, Велеса, Рода и т.д.), но и потому что основные православные праздники стали следствием плавного изменения, а то и прямой замены (и даже включения) древних праздников в годовой праздничный круг христиан. Двоеверие выразилось прежде всего в перенятии христианством от язычества основных понятий, переосмысленных и присвоенных себе церковью: «святой», «вера», «бог», «рай», «душа», «грех», «закон» и других, отражающих сущность её верований (Трубачев О.Н., 1992, с. 38; Бенвенист Э., 1995, с. 346). Всё сказанное выше в полной мере относится к ярге, ставшей неотъемлемой частью знаковости православия. Её изображали на иконах, на надгробиях, вышивали на рясах попов, яргой украшали росписи на стенах храмов и т.д.
Заключение
В русской научной школе 19 и 20 веков крест с загнутыми концами принимался одним из основных родокультурных и этнокультурных показателей в археологических и народоведческих исследованиях.
Ярга-крест обнаруживается святым знаком русской народной культуры с наидревнейших времен жизни человека в Европе и мире.
Борьба между силами добра и зла, света и тьмы, культурно-цивилизационная война между белым и чёрным привела к попытке нацистов Третьего Рейха опорочить светлое начало истины. Результаты исследований показывают, что в основе идей нацизма лежали черные оккультные идеи уничтожения населения Европы, и прежде всего, славян и германцев, понесших невосполнимые многомиллионные потери народов и основ культур.
В статье использованы материалы из книги П.И. Кутенкова «Ярга - свастика — знак русской народной культуры»
Скачать книгу
|