Воскресенье, 24.11.2024, 05:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
Квас из овса в домашних условиях
Дата: 27.05.2016

Зачем на Руси "перепекали" детей?
Дата: 06.09.2016

Куличи и яйца - дохристианская традиция
Дата: 04.05.2016

Что такое Православие и откуда взялись христианские праздники?
Дата: 28.02.2015

Быль про «инока» Пересвета или как церковь к русскому подвигу примазалась
Дата: 20.02.2019

Кто такие скифы
Дата: 07.09.2016

княгиня Ольга
Дата: 15.12.2014

О Куличе, Яйце и "Творожной бабе"
Дата: 19.04.2020

Противостояние М.В. Ломоносова и А.Л. Шлецера
Дата: 24.06.2015

Мировоззрение славян
Дата: 16.12.2015

Гости сайта
Поиск
Словарь

ВНИТИ - войти

ГАВРАН - ворон

ЕЛМАЖЕ - так как, потому что, когда

ДЕТЕЛЬ - дело, действие

Главная » Статьи » Наследие

Мокошь

О.В. Кутарев. Мокошь.

МакошьМокошь (Макошь) – восточнославянское божество, обычно интерпретируемое как покровительница плодородия, женской доли, «бабьего хозяйства» [Гальковский, с. 25] и связанное так или иначе со стихией воды.

Мокошь упоминается среди шести богов капища Владимира в Повести временных лет (ПВЛ): «..и стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы..» [ПВЛ, 980 год]. Это первое и последнее упоминание теонима в летописи, никаких пояснений о функциях и свойствах божества здесь нет. Традиционно считается, что это единственный женский образ владимирова капища. Мокошь появляется также в ряде иных средневековых русских текстов, но вероятно, её имя сюда попало из вышеуказанного летописного фрагмента. Это хорошо видно, например, по фрагменту «Проложного жития Владимира»: «..изби вся идолы, Перуна, Хурса, Дажьбога, и Мокшь, и прочая комиры» [Васильев, с. 11]. Её упоминают поучения против язычества (ППЯ), которые в основном являются переводными греческими текстами с русскими вставками; почти все такие вставки-упоминания Мокоши предстают в списках божеств и духов, которым поклоняются «двоеверно живущие». Так, в ППЯ «Слово об идолах»: «требоу кладуть и творять, и словеньскый языкъ, Вилам, и Мокошьи, Диве, Пероуну, Хърсоу, Родоу, и Рожаници, оупиремъ, и берегынямъ, и Переплуту, и верьтячеся пьют емоу въ розехъ, и Огневи-Сварожицю молятся..», «..мажютъ Екатию, богыню, сию же девоу творять, и Мокошь чтоуть, и Кылоу..», «молятся проклятомоу богу ихъ Пероуноу Хърсоу, и Мокоши, и Виламъ, нъ то творять акы отай [т.е. тайно – О.К.], сего же не могоутся лишити, наченше въ поганстве, даже и доселе» [Гальковский, с. 287–289]. Другое раннее ППЯ, «Слово христолюбца» сообщает примерно то же самое: «..не мога терпети крестьянъ двоеверно живущих верующе в Перуна и Хорса и въ Мокошь и в Сима и въ Рьгла и в Волы [Вилы – О.К.] их же числом 30 сестрениць», «..молять подъ овиномъ, огневи, и Виламъ и Мокоши и Симу, и Реглу и Перуну и Волосу скотью богу, и Роду и Рожаницамъ и всемъ темъ иже суть имъ подобни» [Гальковский, с. 305–307]. Схожий список даёт ППЯ «Слово отца Иоанна Златоустаго»: «начаша жрети молнии и грому, и солнцю и луне. А друзии Перену, Хоурсу, Виламъ и Мокоши, оупиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестрениць, а инии въ Сварожица вероують и въ Артемиду» [Гальковский, с. 323]. В «Уставе преподобного Саввы» среди исповедных вопросов встречается такой: «..молилася еси Виламъ, ли Роду и Роженицам и Перуну и Хурьсу и Мокоши, пила и ела?» [Мансикка, с. 191]. В «Поучении духовным детям», близкому «Слову об идолах», говорится: «..Роду и Роженицам, Поревну и Аполовину и Мокоши и перегини, и всяким богомъ мерзькимъ требамъ не приближаися» [Мансикка, с. 224]. «Вопрос что есть требокладение идольское» XIV в. упоминает Мокошь в контексте переплетающегося почитания Рожаниц и Богородицы; так, описывая требокладения «поганых», сообщается: «се первый идол Рожанице <…> о горе ставящимъ тряпезоу Рожаницамъ, и исполъняюще черпанья демоном <…>. А се второе Виламъ и Мокоше и да ище ся не на яве молять да отаи призываюче идоломольце бабы. Тоже творят не токмо хоудии люде, нъ и богатых моужии жены» [Гальковский, с. 112–113]. Упоминает Мокошь, не проясняя её свойств также «Слово от св. Евангелия» и статьи канонического характера из сборника Московской синодальной библиотеки №954, Л. 33 [Аничков, с. 317; Рыбаков, с. 382]. (...)


Источник:http://slav-drevnosti.ru/articles/22
Категория: Наследие | Добавил: beloyar (07.05.2017)
Просмотров: 3553 | Теги: Мокошь, Макошь, богиня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar