Особый ареал неоязыческих движений складывается в последние годы в республиках Среднего Поволжья, где русское православие все чаще трактуется как "религия оккупантов" и где с возвращением традиционных верований связывают надежды на возрождение местных финнских народов.
Центром возрождения язычества здесь стала Республика Марий-Эл, где вот уже несколько лет действует общество "Ошмарий-чимарий" и проводятся Всемарийские моления. Религиозная община "Ошмарий-чимарий" (Белый мариец - Чистый мариец) была основана 6 июня 1991 г. и в том же году зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации. Тогда же был утвержден Марийский религиозный центр и принят его Устав, учреждающий жестко централизованную структуру, покрывающую всю территорию республики и подчиняющую все сельские общины единому центру, что резко отличает это движение от традиционного язычества. Фактически речь идет о попытке создания особой национальной религии. Первым общемарийским жрецом (Шнуй Он) был избран старейший марийский писатель Александр Михайлович Юзыкайн. А с лета 1994 г. по результатам новых выборов его сменил Алексей Изергович Якимов. Задачей центра стало возрождение древней марийской веры, проведение массовых религиозных праздников. В том же 1991 г. был принят Закон Марийской ССР об охране природы, в котором содержалась отдельная статья (статья 55) об охране молельных рощ. В соответствии с ней в республике были взяты под охрану 300 мест молений и священных рощ.
Характерно, что марийское язычество начало возрождаться на волне марийского национального движения, и в этом участвовали местные политические движения. История эта такова. В апреле 1990 г. по инициативе организации "У вий" ("Новая сила"), объединявшей молодых марийских интеллектуалов, было сформировано общедемократическое движение "Марий ушем" (Марийский союз), которое и ныне остается самой крупной националистической организацией марийцев. В ее рядах насчитывается до 10 тыс. чел. Своей задачей это движение поставило возрождение и развитие марийского языка и культуры силами всех марийцев, где бы они ни проживали. В начале 1991 г. из этого движения выделилась небольшая радикальная общественно-политическая организация "Кугезе мланде" ("Земля предков"). Хотя она и не имела большой поддержки среди населения, именно по ее инициативе в Марий-Эл началось возрождение язычества. Что же касается самой "Кугезе мланде", то вступив в конфликт с правоохранительными органами на почве радикализма, она распалась в марте 1995 г.
Если в городе возрождением марийского язычества занималась местная интеллигенция, преследующая не в последнюю очередь и политические цели, то в селе, где традиция не прерывалась, для этого имелись иные основы. Там за возрождение "исконной веры" взялись местные сельские жрецы-карты, память которых хранила древние традиции и ритуалы.
Общее число последователей марийской языческой веры определить непросто. По данным социологического опроса 1994 г., в республике "чистые язычники" составляют более 4%, причем еще 10,5% респондентов отличаются двоеверием. Еще более полное обследование 1985 г. показало, что около 20% марийцев являются приверженцами "марийской веры", а еще около 30% - отличаются двоеверием. Доля приверженцев язычества высока и среди марийцев Приуралья, куда те когда-то бежали от насильственной христианизации. Существенно, что в последние годы языческие моления посещают многие марийцы-христиане, для которых издавна было характерно двоеверие. Однако верховный жрец А.Якимов это не приветствует и осуждает двоеверие. Возрождению язычества способствует тот факт, что среди марийцев языческая традиция никогда не прерывалась. Всенародные моления регулярно устраивались до 1887 г., позднее сохранялась традиция семейных и общинных молений, и марийские жрецы (карты) сумели сохранить традицию даже несмотря на преследования в период Советской власти. Вместе с тем, традиционное язычество естественным образом распадалось на локальные традиции. Это не вполне удовлетворяет целям национальной консолидации и противодействию русификации, которые ставят перед собой его активисты, и среди марийских интеллектуалов наблюдается стремление к его реформированию, т.е. к систематизации и унификации ради его превращения в общенациональную религию. Так, в 1991 г. марийский этнограф Н.Попов издал сборник молитв, которыми и пользуются многие современные карты.
С 1991 г. в Марий-Эл возобновлена практика общенародных молений в священной роще, включая жертвоприношения лошадей, быков, овец и домашней птицы. Самые крупные моления проходят в Куприяновской роще (сернурский район). За последние годы такие моления проходили также в священных рощах у деревень Танаксола, Олоры, Янгранур. В их организации большое участие принимают местные отделения движения "Марий ушем". Общемарийское моление принято проводить раз в пять лет. Оно устраивается в конце сентября - октябре в связи с праздником сбора урожая. Для этого женщины готовят загодя священный свекольный квас, пекут блины и хлеб. Затем в священной роще (Шван ото) устривают костры (пять-семь по числу богов), зажигают свечи, воздвигают алтарь под избранным жрецом священным деревом и забивают там жертвенных животных или птицу (для Большого Мирового Белого Бога - Тюм Юмо - забивают бычка, для четырех его помощников - овец, для остальных - гусей), карты произносят слова молитвы, верующие преклоняют колени. Сейчас на таких молениях марийцы молят богов о сохранении своей культуры, природы, здоровья, духовности. Не забывают они и общегосударственные интересы. В 1996 г., когда Б.Ельцину предстояла сложная операция на сердце, они молили богов о его здоровье. Президента России они традиционно называют "государем". Сходное движение возникло также среди марийцев соседних регионов. Например, марийцы Башкортостана начали снова совершать моления в священных рощах.
Существенно, что в Марий-Эл восстановление языческих традиций пользуется покровительством местной власти, которая не может не считаться с его популярностью в народе. Например, в 1991г. в ходе инаугурации первого президента Марий-Эл В.Зотина, его одновременно благословили и православный епископ, и верховный жрец. Местная православная церковь также ведет себя терпимо по отношению к язычникам.
Литература:
С.Филатов, А.Щипков. Язычество. Рождение или вырождение // Дружба народов, 1994, N 11-12; они же. Поволжские народы в поисках национальной веры // Религия и права человека. На пути к свободе совести. Т.3. М., 1996.
В.Д.Шаров. Этнополитическая ситуация в республике Марий-Эл // Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. Т.2. Выборы - 93. Москва, 1995. С.54-55; его же. Этнополитическая ситуация в республике Марий-Эл (Выборы - 1995) // Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. Т.3. Выборы - 95. Вып.1. Москва, 1996.
В.Д.Шаров. Современная этнополитическая ситуация в республике Марий-Эл в свете проблем возрождения финно-угорских народов.
А.Изергин А. (А.И.Якимов). О культовых обрядах марийцев // Сельская новь (Новоторъяльский район Марий-Эл). 4 ноября 1993.
Источник: http://evizatanet.livejournal.com/178691.html
|