Святилище Перуна. Датируется IX-X в. Расположено в урочище Перынь (в 4 км южнее Новгорода Великого, на левом берегу р. Волхов). Один из главных дохристианских духовных центров Руси.
Открыт советскими археологами в 1951-1953 гг.
Святилище представляло из себя горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом (ширина 7м, глубина более метра).
Точно в центре площадки стоял деревянный идол Перуна диаметром 0,6 м .
Перед статуей находился жертвенник круглой формы, сложенный из булыжных камней.
Ров, окружавший площадку, в плане представлял не кольцо, а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью правильно и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них огонь горел постоянно.
О богослужении Перуну: «ему же яко богу жертву приношаху и огонь неугасающий за дубового древня непрестанно паляху». (Л, стр.207)
Благодаря стройности и строгой закономерности устройства открытого сооружения святилища, восстановление его плана, несмотря на значительные повреждения, не составило трудностей. Геометрический центр круга находится около юго-восточного края ямы идола Перуна. Из этой точки при постройке святилища и была проведена окружность радиусом в 10,5 м, обозначившая центральный круг святилища. Все центры дуг, образующих внешнее окаймление рва, лежат на этой окружности. Радиусы всех дуг равны 7 м. Центры их расположены на равном расстоянии один от другого и линии, соединяющие эти центры с центром святилища, образуют между собой равные углы по 45°.
Зодчий, создавший это геометрически правильное сооружение, должен был хорошо знать геометрию, и создается впечатление, что он пользовался линейными мерами. Радиус окружности 10,5 м и радиусы дуг 7 м не случайны: это точно шесть и точно четыре мерных сажени (176 см), на системе которых позднее, в XII—XIV вв., новгородские мастера обычно строили храмовые здания. Поэтому можно предполагать, что и сооружение Перынского святилища принадлежит новгородскому мастеру. Для постройки нужно было предварительно разметить план на местности. Наметив восемь центров на окружности, зодчий провел из них восемь дуг, каждую до пересечения с соседней, в результате чего в плане получился восьмилепестковый цветок.
Известно, что славяне любили посвящать громовержцу Перуну некоторые цветковые растения. Так, у всех южно-славянских народов цветок Iris Germanica носит народное наименование «перуника» (дубровицкое название этого цветка «богища», т. е. божий цветок). Не цветение «перуника» считалось предвестником смерти.
Русские также именуют перуном некоторые цветковые растения. На Украине известны наименования цветов, связанных с громом: громдола, громовник, громовик, громовой корень. Латыши Перуновым цветком (Pehrkones) называют полевую горчицу. Ибн-Фадлан в числе приношений руссов на Волге своим языческим богам называет и цветковые растения.
В привлекшей внимание В. А. Городцова народной вышивке, связанной с языческими религиозно-культовыми представлениями, изображение восьмилепесткового цветка нередкое явление. На одних рисунках восьмилепестковый цветок венчает голову богини с поднятыми руками, на других богиня-мать изображена с поднятыми руками, держащими по восьмилепестковому цветку, и т.п. По-видимому, план святилища Перуна представляет собой геометризированное изображение одного из таких цветков, посвященных Перуну.
Ров, окружавший круглое возвышение с идолом, имел ритуальное назначение. Нет сомнения, что рвы древнейших славянских курганов, у которых в основе можно найти много общего со святилищем, имели тоже ритуальное значение. Культовый характер рва можно было наблюдать в 2009 столетии в ежегодном языческом празднике мордвы в новолуние июля. В этот день вырывали неглубокий ров, разводили «живой огонь», получаемый от трения двух деревянных палочек, закалывали козла, а затем по рву прогоняли лошадь.
По словам третьей Новгородской летописи в 988 году идола Перуна был срублен и сброшен в Волхов «миролюбивыми и толерантными» к другим верам христианскими прислужниками.
После насильного крещения Новгорода на этом месте был построен христианский храм. Впоследствии здесь был основан монастырь, который в 1611 году был разорен шведами. Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к началу XIII вeка.
А на месте русского идола Перуна, ныне "красуется" этот крест - символ жестокой победы заморской религии над древней верой предков.
Литература:
1. Седов В.В., «Древнерусское языческое святилище в Перыни», в сборнике «Краткие сообщения и доклады о полевых исследованиях Института истории и материальной культуры», т.50, 1953г.;
2. Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.
|