Среди людей, знающих о славянском язычестве лишь понаслышке, весьма активно навязывается стереотип, что практика человеческих жертвоприношений была обычным делом у язычников. На самом деле подобное утверждение – не более, чем миф.
"Кровавые человеческие жертвоприношения" у славян существуют исключительно в христианских поучениях "против язычников".
Такая практика существовала лишь у некоторых полу-диких народов на самых ранних стадиях развития социума. Когда мы говорим о язычестве в его развитой, "культурной", можно сказать, форме, то таких явлений в нем уже не встретишь. Некоторые отголоски бывают лишь в диковатой по определению сословно-воинской среде и, соответственно, в их узко кастовых культах. И то, не повсеместно, но именно в архаичных отголосках, чаще в символической форме. И лишь по стольку, поскольку их "профессия" сама повседневно связана со смертью.
У славян человеческие жертвоприношения вообще не практиковались - разве только в христианской пропаганде, наравне со "свальным грехом" и прочими прелестями.
И объясняется всё вышесказанное ни чем иным, как самой сутью жертвоприношения в языческих культах. А суть эта в следующем. Язычники совершают требы богам. Принесение требы или собственно жертвы - это действо по устроению совместной с богами трапезы. Мы все до сего дня совершаем такие требы в быту, когда, например, устраиваем поминки, и у изображения умершего ставим символический стакан водки и кладем кусок хлеба. Суть - участие в совместной трапезе с богами - причастие к этой общей трапезе. Отсюда и выражения "жерать кому-либо" (жрать, жерать, жертва, жратва, жрец - одного корня) и "обедня", "дать обет". А в церквях (изначально переделывавшихся из языческих храмов) за определенной частью здания так и осталось название - "трапезная".
Общий же смысл в том, что богам посвящается часть того, что люди едят сами. Если племя дикарей практикует каннибализм, то и своих божеств они "кормят" человеченкой, а если нет, то им и в голову такое не приходит! Вы же на поминках не положите пред фотографией умершего деда кучку тараканов вместо хлеба? И язычникам такое тоже не приходит в голову.
Современный человек, оторванный от сельского быта, не понимает смысла фразы: "такой-то царь по этому случаю принес в жертву 200 быков!". Современный человек думает, что смысл заключался в том, что этот некто в угоду богам взял, да и лишил жизнь аж 200 невинных коров! Но суть-то в том, что этот некто устроил огромный пир, посвященный богам, и накормил этими быками свое войско. Смысл был не в лишении жизни или кровопролитии, но в самой совместной трапезе, на которой мистическим образом присутствовали и боги.
Разве вы не слышали от сельских жителей фразы - типа: "Вот, эту свинку зарежу на день рождения невестки" или чего-нибудь в этом роде? Вы же понимаете, что смысл сказанного не в том, что он именно специально убьет свинью по случаю дня рождения невестки, но в том, что на день ее рождения он приготовит из этой свиньи много вкусных и сытных блюд. Так и язычники, когда говорят, что принесли в жертву трех баранов, имеют в виду, что устроили большой пир по какому-то случаю.
Кстати, ровно по этой же схеме осуществляется христианская литургия. Дары (тело и плоть Христовы) сначала приготавливаются на жертвеннике, потом приносятся на алтарь, а затем коллективно потребляются всеми присутствующими, которые являются причастниками этой трапезы.
И именно по той причине, что язычникам понятна мистическая суть литургии, они и называли с изумлением и неприятием христиан - богоедами. С точки зрения славян-язычников, такой обычай был верхом не только кощунства, но и моральной дикости, ибо христиане мистически поедали не просто человека - что само по себе ужасно для культурного человека, но к тому же еще и своего бога!
Напоследок приведу слова Серапиона Владимирского в 13 веке.
«Слово о маловерии»
«… Даже язычники, Божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой неверный не продаст своего брата, но если кого-то постигнет беда – выкупят его и на жизнь дадут ему, а то, что найдут на торгу, - всем покажут; мы же считаем себя православными, во имя Божье крещенными и, заповедь Божию зная, неправды всегда преисполнены, и зависти, и немилосердья: братьев своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем; доносам, завистью, если бы можно, так съели б друг друга, - но Бог охраняет! Вельможа или простой человек – каждый добычи желает, ищет, как бы обидеть кого…»
Источник
|