10 ноября отмечаем День Макоши - праздник во Славу Пряхи Небесной, владычице Судеб, Держательницы Нитей Судеб и всего сущего.
Макошь вместе со своими вечными помощницами Долей и Недолей плетёт нить судьбы каждого из нас.
Макошь – богиня восточных славян, единственное женское божество, идол которого стоял на киевском капище, воздвигнутом князем Владимиром, наряду с идолами Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса, Семаргла.
Кроме того Макошь покровительствует семейным союзам и родам, девушкам и женщинам.
10 ноября все работы должны быть отложены. По приметам, в этот день ткать и прясть было нельзя. Макошь не простит ту, которая решится прясть, вязать или шить в её день. Она вполне может наслать болезнь или, как минимум, спутать пряжу, помешать качественно сделать работу. Поэтому, чтобы не гневить могущественную богиню, этот день лучше потратить на вполне заслуженный отдых и расслабление после тяжелого лета. На улице уже прохладно, но всё-таки, когда темнеет, народ всей деревней собирается за околицей или на большой площади. Разводится костёр, вокруг которого можно погреться. А поблизости затевался хоровод. Причем не простой, а двухкольцовый. Малое кольцо водит против часовой стрелки (противосолонь), а большое, построившееся вокруг малого, водит по часовой (посолонь). Это символизирует жизнь и смерть. Ведь вскоре вся природа замрёт на несколько долгих зимних месяцев.
Кроме главного праздника 10 ноября, днем Макоши считается пятница. По поверьям, в пятницу так же нельзя прясть, а кроме того стирать и купать детей.
Существовало и существует несколько вариантов имени богини, в зависимости от местности: Макошь, Мокошь, Мокушь, Мокуша, Мокушка, Макешь. Скорее всего, наиболее древним считается то, которое имеет корневой «а». «Оканье» возникло в речи славян позднее.
После насаждения на Руси христианства этот праздник в народном календаре стал называться днем Параскевы-Пятницы или по-другому Ненилы-льняницы. Впрочем, такое происходило со многими дохристианскими праздниками, ибо народ не мог отказаться от старых верований, традиций и устоев. Но, по сути, новые христианские праздники продолжали нести языческую суть и смысл каждого из них.
|