Воскресенье, 24.11.2024, 05:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статьи
Когда праздновать КУПАЛА?
Дата: 21.06.2018

28 октября (Жёлтень) - День Мокоши
Дата: 26.10.2018

Святилище Перуна
Дата: 28.04.2015

князь Святослав
Дата: 03.01.2015

Мелисса
Дата: 10.06.2016

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
Дата: 19.02.2018

Индоевропейский культ Велеса, и его отражение в христианском культе Николая-Чудотворца у славян.
Дата: 16.08.2017

Домовой
Дата: 26.02.2015

Куличи и яйца - дохристианская традиция
Дата: 04.05.2016

Обустройство славянского дома
Дата: 03.12.2014

Гости сайта
Поиск
Словарь

ЖИВОТА ЛИХОВАНЪ - жизни лишен

ЕМШАН - полынь

БИСКУП - католический епископ.

ЖЕЛДЫ - травы

Главная » Статьи » Традиции

Языческие обряды в похоронах

Славянские похороныТема, конечно не из весёлых, но в обрядах похорон мы можем наблюдать архаичные, практически не меняющиеся тысячи лет, даже под давлением христианства, языческие обряды, представления наших далеких языческих предков о взаимодействии живых с навьим миром мёртвых.

До сих пор в похоронных обрядах у славянских народов, особенно на Русском севере остались отголоски язычества. Причем не просто «отголоски», а вполне сохранившиеся языческие обычаи и традиции, хотя в несколько упрощенном виде. Большинство из нас даже и не подозревают, что многое из того, что делается на похоронах, родом из далёкого дохристианского прошлого. В древности погребение представлялось большинству народов, как подготовка к путешествию, и славяне здесь не исключение. Все действия на похоронах направлены, как и тысячи лет назад на то, чтобы создать определенную связь между родственниками и усопшим, но так чтобы душа умершего не осталась в доме и не забирала живых, правильно снарядить покойника в долгий путь мира мертвых. Христиане, собственно ничего нового не придумали.

У наших славянских предков в зависимости от места их проживания существовали несколько способов погребения. Главные из них:
- погребальный костёр - там, где было много леса и дров для сооружения крады;
- захоронение в землю - там, где с дровами был дефицит.

Так, какие же обычаи, традиции и приметы соблюдались в языческие времена и сохранились в христианстве?

Усопшего, независимо как он умер (в сражении, от болезни и т.д.) омывали и одевали в самую чистую и дорогую одежду. Затем его клали на стол, либо лавку, складывая руки на груди, и укрывали белым холстом. Все зеркала (ранее зерцала из бронзы или меди) снимали или укрывали полотенцами, для того, чтобы покойник не забирал души живых с собой. Наши предки верили, что если этого не сделать, то в семью скоро вернется смерть. Входные двери никогда не закрывали, ведь если душа, не поймет, как выйти из дома, может привязаться к этому месту.
Выносили умершего только ногами вперед – будто он сам выходит из дома. Близкие родственники никогда не шли впереди покойного и не несли гроб (лодку). Да, да! Гроб это стилизованная, упрощенная лодка. В древние времена знатных людей хоронили (сжигали) в лодьях, тем самым провожая в последний путь.
Холмики на могилах, остались от традиции похорон в курганах.
После сжигания прах собирали в специальную урну. У разных славянских плен их называли по-разному. Наиболее часто встречающиеся – домовина, голбец, голубец.

ДомовинаДомовина раньше представляла собой деревянный столб полтора-два метра высотой с маленькой крышей наверху и небольшим оконцем. Столб был полый внутри и без одной стены – для того, чтобы ставить туда подарки после поминок. Напоминанием на домовину ныне служат христианские кресты с домиком.
Затем проводилась страва (тризна) – своеобразный поминальный пир. На страве всегда подавали кутью. На следующий день с утра шли кормить умершего, приносили на курган продукты и оставляли их там. С погоста ничего не уносилось. КрестДо девятого дня никто на погост больше приходил.

Хороня умерших, славяне клали с мужчиной не только оружие, но и конскую упряжь; с женщиной клали серпы, сосуды, зерно. Тела умерших возлагали на краду (отправляли К РОДУ), потому что пламя наиболее быстро обрывает связь души и тела и дух с душой сразу попадают в небесный мир.

О существовании такого способа похорон как сжигание свидетельствует Ибн-Фодлан (начало X в.) в своем описании похорон знатного русса. Когда Ибн-Фодлан сообщил одному русу, что у арабов трупы зарывают в землю, рус удивился глупости арабов: «Умершему, – сказал рус, – и так тяжело, а вы еще наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, – сказал он, указывая на сгорание трупа знатного руса, – как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом».

Другое свидетельство есть в летописи, где описываются нравы древних славян: «И аще кто умряше, творяху тризну над ним и посем творяху кладу (костер) велику и возложахут и на кладу мертвеца сожьжаху и посем, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне (XII век) Си же творяху обычая кривичи и прочии погагии…». Из этого свидетельства нашей летописи видно, что прах покойника по сожжении, собранный в сосуде, ставился на столбе, а затем над останками насыпался большой курган.

Откуда произошло слово «домовина», думаю ни у кого не возникает вопросов. А понятие «голбец», по всей видимости, было неразрывно связано с такими понятиями, как «глубина», «яма», «могила» в конце концов.

Лев Даль исследователь русского зодчества и сын этнографа и лингвиста Владимира Даля много лет занимался изучением «голубцов». По мнению Даля-младшего, эти памятники произошли от столбов, на которых в старину ставили емкости с останками умерших.

Категория: Традиции | Добавил: beloyar (28.05.2019)
Просмотров: 4700 | Теги: обряд похорон, похороны, древние, славяне | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
avatar