Меню сайта
Статьи
Жертвоприношения у славян Дата: 02.04.2015 |
князь Рюрик Дата: 20.11.2014 |
Зачем на Руси "перепекали" детей? Дата: 06.09.2016 |
Древнерусское святилище под Псковом Дата: 07.09.2018 |
Когда праздновать КУПАЛА? Дата: 21.06.2018 |
День Макоши Дата: 09.11.2016 |
князь Ярополк Святославич Дата: 17.03.2015 |
Кровавое крещение Руси Дата: 09.05.2015 |
День Велеса Дата: 11.02.2015 |
Обряд крещения. Дата: 20.01.2016 |
Поиск
Видео
Словарь
ДМИТИСЯ - делаться надменным
АКИ - как.
ЖИВОТ – жизнь, имущество; домашний скот
БИРИЧ - глашатай.
Главная » Статьи » Традиции |
О Куличе, Яйце и "Творожной бабе"
С умилением смотрю на безудержную радость наших православных друзей воскрешению спасителя мира, в честь чего оные красят яйца, пекут куличи и пасхи. При этом они непоколебимо верят в истинное христианское происхождение данных традиций. Для них публикую с небольшими сокращениями преинтереснейшую статью с просторов интернета. Приятного чтения.
Ярило приходит на землю, наполняя силой оплодотворения всё мужское в природе и вызывая ответное движение навстречу от женского. «Мужское» и «Женское», «Верх» и «Низ» встречаются, «ладятся» преисполненные взаимным влечением, для продолжения жизни на земле. Их символы — «кулич» и «творожная баба» (в Олонецкой губернии — творожная «кабуша») призваны магией человеческого участия обеспечить плодородие, результатом которого будет и хлебный каравай (коровай) и всё, произрастающее на земле. «Властвующая в космосе поляризация сил на земле выражалась в разделении единого целого на мужское и женское начала, в результате соединения которых происходит непрерывное рождение и обновление природы. Оппозиция «мужское-женское» была своеобразной моделью космоса как целого» (Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Табунова М. В.: "Любовь как сущностное…", Философские, культурологические и социально-исторические проблемы общественных наук. III Межд. конф. Сборник научных статей. Под общ. ред. Л. И. Пахарь. — Орел, ОГУ, 2009, с. 30). Вокруг «кулича» и «творожной бабы» нередко возникают дискуссии по вопросам их символики, происхождения и т.п. Старообрядческие ритуалы в целом отличаются, как известно, особым вниманием к христианским элементам праздников, а также повышенной степенью отторжения всех «языческих» проявлений народной праздничной культуры. Заметим, что среди старообрядцев, придерживающихся традиций раннего христианства на Руси, эти изделия признаются языческими и не используются в богослужениях и церковных праздниках. «По словам наших респондентов, «куличи на Пасху не стряпают и в моленную святить не носят», поскольку эти действия расцениваются как «языческие» (Любимова Г.В.: "Материалы по народному календарю…", Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Сборник статей. Вып. 2. — Петрозаводск, Карельский научный центр РАН, 2009). Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича связано только с ритуалами плодородия из народной традиции. Священник Русской Зарубежной Православной Церкви Олег Моленко (впоследствии лишенный духовного сана Архиерейским Синодом РПЦЗ 21 апреля 2010 года, ([Электронный ресурс] // URL: http://www.omolenko.com/2061-2.html (дата обращения: 18.01.2020), на вопрос о куличе отвечал: «Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда» ([Электронный ресурс] // URL: http://www.omolenko.com/2061-2.html (дата обращения: 18.01.2020). Как отметил Забылин М.М., "… къ стыду христіанства, нѣкоторые обычаи язычества привились къ торжествамъ христіанскимъ" (Русский народ. Его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия. — М., Институт русской цивилизации, 2014). Творожная «баба» является глубоко архаичным образом зарождения мира в лоне Великой Богини. «… Возникновение эмбриона мыслилось по аналогии с процессом створаживания, а ребенок сопоставлялся с сыром/творогом, в частности, в загадках. Образ родовой земли-острова угадывается в обрядовом пироге-гамаше, в состав которого порой входил и сыр/творог, причем каравай имел нередко форму перекрещенного круга, его декор передавал идею человеческого рода и его космологии, связи с предками и с образом коровы, а в некоторых песенных призывах к его вкушению явственно выражена его связь с зачатием» (Денисова И. М., Семантический контекст фито-антропоморфных образов русской народной вышивки: автореф. дисс… канд. историч. наук. — М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2006). Эта «баба» и есть тот самый «бел-горюч» камень Алатырь, центр мироздания, эмбрион нового мира, формирующийся в матке Праматери. Её центр — вечно горящий «золотник» встречается нам и в вышитых образах Рожаницы, где центральная ее часть часто маркирована каким-либо мотивом — перекрещенным кругом или ромбом/квадратом, крестообразной розеткой-цветком. «До недавнего времени в научной литературе по народному и древнему искусству превалировала тенденция считать изображение почти любого круга, креста, розетки солярными символами (более дифференцированный подход можно отметить в отношении креста). Однако сами предметы русского народного искусства опровергают это положение — в вышивках подобные знаки нередко маркируют лоно и у стоящих женских фигур, как и в глиняной игрушке, где перекрещенный круг часто встречается на этом же месте и у „баб“…» (там же, с. 23) Яйцо — символ исключительно женского плодородия, начало начал всего живого. Поедание жертвенного кулича и яйца в весенних ритуалах приобщает к плодородной силе, а катание яиц по могилкам на Радунице магически способствует возрождению предков в согреваемом солнцем мире. Скорлупа Яйца — Нового мира, хранимого Кощеем-Змеем, и переданного людям, должна быть разбита (пробита). Только из раскрывшегося зерна-семени появляется росток и какое бы яйцо ни было «золотое», оно не зародит жизнь, пока не оплодотворено. Яйцо — производное хтонического мира, зарождается в чреве Великой Богини и затем, оплодотворенное, наделённое божественным духом Рода, являет возрождение всемирья, как упорядоченного пространства после хаоса, образовавшегося к окончанию зимнего периода, включая Землю и Небо. И в то же время «яйцо — атрибут Змея, бога преисподней» (Голан A. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993), опекуна и хранителя ложесн Богини, без которого она не воспроизведёт мир в его единстве противоположностей. «Демиургическое сотрудничество женского и мужского начала составляет основное содержание представления о священном браке, результатом которого становится сотворение актуальной космосистемы» (Евзлин М.: "О космогонической основе…", Studia mithologoca Slavica, 1999. II. — Ljubljana, 1999). Боле подробно изложено в обзоре праздников: Крескин В.Н. "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции", в двух частях -https://ridero.ru/author/kreskin_viktor_nikolaevich_g6bda/ ) С уважением, Пересвет Болтёнков | |
Просмотров: 2627 | | |
Всего комментариев: 0 | |